Вторник, 21.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

 
Доклад руководителя ШМО учителей иностранного языка МБОУ «СОШ № 1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»  Сергушовой М.В.по теме «Использование ИКТ на уроках иностранного языка»

Переход нашей страны на рыночные отношения, увеличение деловых, культурных связей с зарубежными странами, развитие науки и техники, постоянный обмен научно-технической информацией требует от нас более глубокого знания иностранных языков как средства устного и письменного общения между представителями разных народов и культур. В связи  с этим, повышается интерес к самому иностранному языку, а также к его преподаванию.

Время не стоит на месте. Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей новых информационных технологий может помочь учителю подобрать более интересный и разнообразный учебный  материал, осуществить дифференцированный  подход к  каждому из учащихся, и тем самым способствовать лучшему усвоению ими необходимых знаний и навыков, избежать субъективной оценки.

 Информационно-коммуникационные технологии занимают всё более  прочное место в процессе обучения иностранному языку. Применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее. Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Им это нравится. Компьютер реально помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучения  языка как грамматика не всеми учениками легко усваиваются правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Возможны электронные публикации статей и презентаций. Интернет делает образование и самообразование увлекательным и привлекательным как для учеников, так и для учителя.

С целью повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка мы систематически используем ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды речевой деятельности, сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые действия.
Неотъемлемой частью на наших  уроках стало использование дидактических материалов, созданных с помощью средств ИКТ. За несколько лет работы собран большой материал. Это авторские методические ИКТ разработки уроков по темам: "Аллея памяти ”, "Изобретения, которые потрясли мир ”, "Мой город”, "Мои друзья за рубежом ”, "Великобритания”, "Американские киноактёры ”.
Неоценимую помощь в подготовке дидактического материала, презентаций и самих уроков оказывают мультимедийные ресурсы. Кроме того, они являются самым современным на сегодняшний день способом для индивидуальных занятий с учащимися. Например, существуют мультимедийные ресурсы подготовки к ЕГЭ, которые можно скачать с Интернета, также существуют программы по тренировке грамматики.
Презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал ММП может эффективно использоваться на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи.
Преимущества ММП заключаются в следующем :
•    сочетание разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
•    возможность использования для презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно систематизировать  новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
•    возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);
•    активизация внимания всего класса;
•    обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
•    осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
•    сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;
•    экономии учебного времени;
•    формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают рождественские открытки и валентинки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop и Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а также отправить учителю по электронной почте или оставить сообщение на персональной странице учителя в Интернет.
Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ может многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel, HotPotatoes и др.
Базой для обогащения методической копилки нам  послужили интересные и полезные источники:
http://www.spotlightonrussia.ru
http://www.centercom.ru
http://www.homeenglish.ru
http://www.ourkids.ru
http://www.englishforkids.ru
http://www.glc.me.uk
http://english4u.com.ua/index.php
http://www.learningplanet.com
http://www.netrover.com
http://www.penfriends.com.
http://www.golivewire.com
http://www.learn-english.ru
http://www.alleng.ru
http://www.rusedu.ru
http://www.detskiy-mir.net
Применение проектной методики особенно актуально на средней и старшей ступени обучения иностранным языкам средней общеобразовательной школы. Именно на этом этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование информационных технологий и иностранных языков как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.
Интернет - неограниченные возможности для обучения английскому языку. Для этого можно использовать практически все возможности сети: электронную почту, разговор в сети, поисковые системы, справочные каталоги, доступ к информационным ресурсам, публикации, видео конференции, телеконференции.
Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия.
А теперь о результативности. Ученики, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, реально повышают свое качество знаний.
Эффективность использования ИКТ:
•    Общекультурное развитие учащихся
•    Совершенствование навыков владения компьютером
•    Совершенствование языкового уровня
•    Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
•    Самоутверждение учащихся
•    Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят "на одном дыхании”)
•    Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)
•    Эстетичность презентации учебных материалов
•    Совершенствование процесса проверки работ учащихся
•    Повышение авторитета учителя ("идет в ногу со временем”).
В процессе информатизации образовательного учреждения создаётся качественно новое информационно-образовательное пространство, в котором увеличивающийся информационный поток заставляет всех участников процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования.
Можно использовать уже готовые учебные ИР, можно создавать их самим. Большой банк англоязычных учебных ИР находится в сети на сайте www.kn.att.com., нужно лишь ввести в поисковую систему ключевое слово (изучаемую тему) и выбрать, какой именно требуется ресурс (хотлист или вэбквест).
Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать "грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.
Список литературы
1.    Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.
2.    Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4, с.36–40.
3.    Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10–11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом "Первое сентября”. 2007, №16, с.5–8.
4.    Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом "Первое сентября”. 2008, №4, с.4–7.
5.    Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1, с.68–73.
6.    Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом "Первое сентября”. 2009, №6, с.5–8.
7.    Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2008, №6, с.2–9.













Переход нашей страны на рыночные отношения, увеличение деловых, культурных связей с зарубежными странами, развитие науки и техники, постоянный обмен научно-технической информацией требует от нас более глубокого знания иностранных языков как средства устного и письменного общения между представителями разных народов и культур. В связи  с этим, повышается интерес к самому иностранному языку, а также к его преподаванию.

Время не стоит на месте. Жизнь современного человека уже невозможно представить без средств массовой информации. В широком смысле СМИ - это радио, телевидение, разнообразные печатные издания, популярная музыка, компьютерные игры и т.д. Учебная же информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место.

Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей новых информационных технологий может помочь учителю подобрать более интересный и разнообразный учебный  материал, осуществить дифференцированный  подход к  каждому из учащихся, и тем самым способствовать лучшему усвоению учащимися необходимых знаний и навыков.

Процесс внедрения ИКТ в преподавании иностранным языкам набирает темп и в нашей школе. Учителя-предметники ,  добившись определенных результатов на этом поприще , охотно делятся своим  опытом со своими коллегами как  из школ района,  республики, так и из  России.


Мы сконцентрировали своё внимание на Интернет-ресурсах, как наиболее широко распространённых и демократичных, и перед началом нашего исследования провели небольшой опрос. В опросе участвовали преподавателей и учащихся Учебного центра «Прометей», занимающихся обучением и изучением английского языка. Учащимся (98 человек) и преподавателям (12 человек) было предложено выбрать из списка 3 наиболее часто используемых инструмента из арсенала ИКТ: справочные интернет-ресурсы, он-лайн словари, он-лайн ресурсы для тренировки и проверки знаний в области грамматики, лексики и произношения, видео-уроки на различных интернет-сайтах, включая You-Tube, программа Skype, блоги, электронная почта. Мы получили следующие результаты: абсолютным лидером по популярности стали он-лайн словари, ими пользуются 100% респондентов, а аутсайдерами явились блоги и Skype, поскольку ими не пользуется практически никто из участвовавших в опросе.
Остановимся кратко на целесообразности использовании в работе различного рода Интернет-ресурсов. Казалось бы, связка учитель-ученик является наиболее важной при изучении иностранного языка, ведь невозможно оценить собственные знания самостоятельно и необходимо постоянное общение и контроль учебного процесса со стороны преподавателя. Автономная работа ученика в этом случае, выглядит не только неэффективной, но и вредной (неправильно сформированные навыки произношения, построения предложения и другие). По этой причине, преподаватели часто избегают рекомендовать интернет-ресурсы ученикам. Однако, именно современные технологии дают нам все возможности для развития навыков самостоятельной работы учащихся, их автономности даже при изучении иностранного языка. Наша задача не только и не столько дать знания сами по себе, но, в первую очередь дать инструмент получения этих знаний и их анализа и самоконтроля. Интернет предоставляет огромное количество возможностей для этого. Следует отметить, что одна из важнейших задач преподавателя – дать правильные инструменты и помочь ученику освоить работу с ними, поэтому применение ИКТ должно стать неотъемлемой частью учебного процесса.
Мы уверены, что и вопрос повышения квалификации преподавателя, является на сегодняшний день крайне актуальным. Именно Интернет-ресурсы дают нам все возможности для непрерывного образования, общения с коллегами, обмена опытом, участия в он-лайн конференциях, получения современных материалов для работы.
Что касается прикладного применения Интернет-ресурсов в ежедневной практике работы с иностранным языком, хотелось бы обратить особое внимание на он-лайн словари. Практика показывает, что учащиеся действительно пользуются этим инструментом чаще всего. Не секрет, что многие учащиеся пользуются он-лайн словарями и он-лайн переводчиками не только для перевода слова, но и для перевода предложений и текстов. К сожалению, большинство учащихся пользуется этими ресурсами неумело и результат, который мы потом наблюдаем, можно проиллюстрировать следующим примером. Ребятам было предложено перевести достаточно сложный текст – оригинальное интервью писательницы Эдит Патту (США). Вот, что получил один из учеников, воспользовавшийся электронным переводчиком Google: «Когда мой мозг жареным, и я неспособна одной оригинальной мысли, я нажимаю перо три раза и пуф, который должен появиться, но идея девочка! мой личный супергероя (без мыс) владеющий означает Steno площадку и только что заточенный карандаш № 2». Второй вариант того же предложения был получен в Yandex переводчике: «Когда мой мозг жарится, и я не одной оригинальной мысли, я коснитесь мое перо три раза и poof, которые должны появиться, но Идея Девушка! мое личное супергероя (sans мыс), владеющий значит steno pad и только что заточенный #2 карандаша.» Третий вариант перевода этого предложения принадлежащий популярному ресурсу Promt был не менее оригинален.
Как видно из приведённых выше примеров, безграмотное и бездумное использование электронных переводчиков является недопустимым при изучении иностранного языка. Необходимо проводить отдельные занятия по особенностям использования электронных словарей, которые могут не только помочь перевести неизвестные слова и сформировать навык самостоятельной работы, но и приучить анализировать контекст, выбирать вариант перевода, подходящий для данного, конкретного предложения, употреблять синонимы, понимать идиоматические выражения и различные обороты речи.
Он-лайн словари замечательны тем, что представляют собой сборник словарей, дающих все возможные варианты перевода того или иного слова. Помимо этого, они так же имеют огромный банк выражений и фраз из различных областей, что позволяет подобрать правильный вариант. Исходя из моего личного опыта и опыта работы моих коллег и учеников, работающих с английским языком, лучшим Интернет-ресурсом является словарь Multitran (http://multitran.ru/) и англо-английские он-лайн словари Longman (http://www.ldoceonline.com/), Oxford (http://oxforddictionaries.com/), хочется так же отметить что на данном сайте есть очень интересный блог о словах (http://oxforddictionaries.com/page/worldofwords/world-of-words), который мы часто используем в работе. Одним из лучших ресурсов является он-лайн версия словаря Merriam Webster (http://www.merriam-webster.com/). На последнем сайте есть масса замечательных статей, игр и видео, которые могут быть использованы как в работе преподавателя, так и учениками для подготовки заданий самостоятельно.
Следует отметить, что работа с данными ресурсами требует тщательной подготовки и контроля со стороны преподавателя, однако в случае регулярного использования в работе, это не только даст прекрасный результат в плане изучения той или иной темы, подготовки проекта, но, в первую очередь повысит мотивацию и, главное, снимет психологический барьер. Как было сказано выше, он-лайн словари - это лишь один из многочисленных инструментов, позволяющих ученику работать автономно и научиться самому оценивать качество своей работы, проявлять инициативу в изучении иностранного языка, формировать различные навыки (от перевода и чтения до аудирования). Не стоит забывать и фактор аутентичности материалов, с которыми мы работаем на уроках, с этой точки зрения, учебные материалы с многочисленных сайтов он-лайн словарей, дают огромные возможности разнообразить как содержание, так и форму проведения занятий и выполнения домашних заданий.
В заключении хотелось бы сказать, что использование ИКТ, и в частности он-лайн словарей и других Интернет-ресурсов, является не просто требованием времени. ИКТ уже давно и прочно стали неотъемлемой частью методики преподавания и изучения иностранного языка во всём мире. Самыми демократичными, на наш взгляд, являются интернет-ресурсы, где можно найти практически неограниченное количество материалов и разработок для учителя и ученика.
Что касается преподавателей, то для них это не только неисчерпаемая кладовая различного рода учебных материалов, но и возможность непрерывного обучения, которое нам, как профессионалам так необходимо.
применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena (16.01.2014)
Просмотров: 2787 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz